"Кромвель" появился благодаря конкурсу, объявленному английским генеральным штабом в конце 1940 — начале 1941 года, на "тяжелый крейсерский танк”. Легкие и быстрые крейсерские танки, находившиеся в то время на вооружении английской армии, были разработаны с учетом традиционных задач, которые всегда стояли перед кавалерией — развитие успеха, достигнутого в бою, и преследование противника, и не отвечали двум важнейшим требованиям современного боя: наличию надежного бронирования и высокой огневой мощи. В соответствии с условиями, выдвинутыми генеральным штабом в 1941 году, новый крейсерский танк должен был иметь боевую массу ок
... Читать дальше »
Танки A27L "Сентор” представляют собой машины А27 "Кромвель”, на которые ставили двигатели "Либерти”, а не Роллс-Ройс "Метеор”. Танки оснащались коробкой передач Мерритт Браун, которая пришла на смену устаревшей планетарной трансмиссии Вильсона, применявшейся на английских танках еще во время первой мировой войны. В июне 1942 года началось серийное производство танков "Сентор”. Было построено 950 машин этого типа, из них 80 "Сентор” CS с 95-мм гаубицей. Эти танки принимали участие в боевых действиях в составе танковой группы поддержки королевской морской пехоты в ходе высадки в Нормандии в июне 1944 года.
Крейсерский танк нового типа, получивший обозначение Mk. VII, появился в результате осмысления опыта, приобретенного в ходе боевых действий в Европе и Северной Африке. В конце 1940 года был разработан проект танка с более мощным бронированием (65-75 мм) и башней большего диаметра (1520 мм). Боевая масса танка должна была составлять 24 т, а скорость — около 40 км/ч.
В январе 1941 года фирма "Воксхолл” представила свой проект "уменьшенного” танка "Черчилль”, а фирма "Наффилд” — машины А24, которая представляла собой улучшенную версию танка "Крусейдер”. В июле 1941 года было заказано 400 танков А24, оснащенных двигателе
... Читать дальше »
Крейсерский танк Mk. VI "Крусейдер” (А15) являлся дальнейшим развитием танка "Ковенантер”, хотя изначально классифицировался как "тяжелый крейсерский танк”. В конкурсе на новый тип танка помимо А15 принимала участие машина А18, которая представляла собой увеличенную версию танка "Тетрарх”, а также танки А14 и А16. Но выбор пал на А15, так как в нем использовалось множество узлов и деталей от А13 Mk. III, вследствие чего его можно было довольно быстро запустить в серийное производство. Кроме того, А15 был хорошо бронирован и обладал высокой проходимостью. В июле 1939 года Управление механизации заказало 200 танков, в 1940 год
... Читать дальше »
Летом 1939 года фирма "Наффилд” предложила новый крейсерский танк Mk. V, который являлся ответом на потребность в новом типе среднего танка, способного развивать высокую скорость. Только разработка нового 12-цилиндрового двигателя "Медоус” позволила создать удачную боевую машину, получившую обозначение крейсерский танк Mk. V или А13 Mk. III. Характерной особенностью нового танка было размещение системы охлаждения двигателя в передней части корпуса слева от механика-водителя.
Такое решение оказалось весьма удачным, так как у Mk. V постоянно перегревался двигатель. Другим недостатком было чрезвычайно большое удельное д
... Читать дальше »
На смену Mk. III пришел крейсерский танк Mk. IV, который отличался от своего предшественника более мощным бронированием. Лобовая броня корпуса Mk. IV была доведена до 30 мм. Усилилось также бронирование лба и боков башни и орудийной маски. Башня обрела новую форму за счет применения наклонных бортовых листов дополнительной брони, но внутренний объем ее не изменился. В 1938 году фирма "Наффилд” приступила к серийному производству танка Mk. IV.
Несколько танков Mk. III получили новую башню и отличались от Mk. IV только маской орудия. Помимо 40-мм пушки на машины Mk. IV устанавливался 7,7-мм пулемет "виккерс”. Модификац
... Читать дальше »
В 1936 году на осенних маневрах Красной Армии под Киевом присутствовали английские наблюдатели генерал-майор Э. Уэйвелл и подполковник Дж: Мартел. Сильнейшее впечатление на англичан произвели советские колесно-гусеничные танки БТ-5, и, вернувшись на родину, они убедили руководство военного министерства приобрести машину Кристи М.1932 и лицензию на ее производство. Сделка состоялась в октябре 1936 года и обошлась англичанам в 8000 фунтов стерлингов. Кристи с машиной прибыл в Англию в ноябре, и на ее основе на заводе фирмы "Наффилд” началось создание быстроходного танка.
Шасси Кристи давало возможность танку двигаться
... Читать дальше »
В конце 20-х годов британские военные теоретики, настаивавшие на применении танков в оперативном масштабе и требовавшие создания крейсерских танков, были вынуждены пойти на компромисс, признав необходимость как крейсерских, так и пехотных машин. На последних особенно настаивал более осторожный в прогнозах штаб сухопутных сил. Но и их не сразу пустили в производство из-за нехватки средств на танкостроение. Почему-то считалось, что в ближайшее десятилетие большой войны в Европе не будет, и только после нападения фашистской Италии на Эфиопию Лондон осознал угрозу надвигавшегося "большого конфликта”.
Первым представителем нового класса так называемых крейсерских танков стал разработанный в 1934 году Джоном Карденом многобашенный танк "Виккерс” Mk. I (A9), который предназначался для использования в составе кавалерийских соединений. Эта машина появилась в полном соответствии с требованиями, разработанными главным инспектором королевского танкового корпуса. При ее строительстве были в полной мере использованы все новейшие технические решения, оправдавшие себя в конструкции среднего танка Mk. III (так называемого 16-тонного).
Первые танки модели А9 оснащались серийным двигателем Роллс-Ройс "Фантом II”, на более поздн
... Читать дальше »
Пехотный танк "Черчилль” появился в результате конкурса, объявленного британским военным ведомством с целью создания машины, способной заменить танк "Матильда” II. Проект № А20 был посвящен новому танку, и работы над ним начались в сентябре 1939 года на фирме "Гарланд энд Вулф” в Белфасте. Военное ведомство намеренно разделило заказ, чтобы, во-первых, привлечь к "пирогу” максимально большее количество фирм, страдавших от последствий великой депрессии, а во-вторых, как можно шире распространить опыт и знания, необходимые для производства бронированных боевых машин. В результате этой политики военных в июне 1940 года появилось
... Читать дальше »