Известно о попытках усиления огневой мощи самого распространенного танка западных союзников - "Шермана". Закономерно возникает вопрос: предпринимались ли такие попытки применительно к наиболее массовому советскому танку - Т-34. Причем речь идет не о модификации Т-34-85, вооруженной 85-мм пушкой, а об установке на "тридцатьчетверку" еще более мощных артсистем.
Уже в 1944 году стало очевидно, что Т-34-85 уступает по вооружению немецкому танку "Пантера". На повестку дня был поставлен вопрос о назревшем перевооружении "тридцатьчетверки".
Начать, по-видимому, следует с попыток установки на Т-34-85 85-мм пушки большой мощности. Так, например, в сентябре 1944 года завод № 92 разработал орудие ЗИС-85-ПМ с начальной скоростью снаряда 980 м/с. После завершения заводских испытаний орудие, получившее индекс
... Читать дальше »
С принятием на вооружение тяжелого танка Т-10 возникло естественное желание получить к нему в пару тяжелое штурмовое орудие на том же шасси, по примеру пар КВ-1 / СУ-152 и ИС-2 / ИСУ-152. Желаемая зверюшка была спроектирована в Ленинграде, в КБ Ж.Я. Котина, в 1956 г.
Машинка получилась очень суровая, толщина лобовой брони достигала 187мм, борта были толщиной в 100мм, основным вооружением являлась 152мм пушка М64, с боекомплектом в 35 выстрелов (почти в два раза больше, чем у ИСУ-152), вспомогательное и зенитное вооружение было представлено открытой установкой с пулеметом КПВТ (БК 500 патронов). При этом, несмотря на увеличенный с 10 до 12 градусов сектор обстрела, в машине не стало тесно - более совершенное шасси Т-10 дало возможность, при
... Читать дальше »
Як-7Б с М-105ПФ и двумя прямоточными воздушно-реактивмидвигателями (ПВРД) ДМ-4С конструкции И.А.Меркулова являлся по существу летающей лабораторией для испытания и отработки одного из первых отечественных реактивных двигателей. ДМ-4С имел диаметр 500 мм, длину 2300 мм, массу 45 кг и максимальный расход горючего 11...12 кг/мин.
ПВРД размешались под крылом Як-7Б, по одному на каждой консоли. Горючим для них служил бензин из основных баков самолета. ПВРД использовались как ускорители для кратковременного увеличения максимальной скорости полета.
Для летных испытаний ДМ-4С был выбран Як-7Б как обладавший достаточно высокой максимальной скоростью, хорошими устойчивостью и управляемостью и, кроме того, позволявший легко оборудовать вторую
... Читать дальше »
Як-ЗРД представлял собой одноместный экспериментальный истребитель со смешанной силовое установкой и являлся модификацией серийного самолета Як-З N 18-20 с ВК-105ПФ2. Главное отличие Як-ЗРД состояло в том, что наряду с поршневым двигателем ВК-105ПФ2 на нем был дополнительно установлен в качестве ускорителя жидкостный ракетный двигатель РД-1 конструкции В.П.Глушко.
Двигатель РД-1 тягой в 300 кг установили в хвостовой части фюзеляжа под вертикальным оперением на специальной ферме и закрыли легкосъемным капотом, не выступавшим за об- воды фюзеляжа.
Керосин и окислитель (концентрированная азотная кислота) находились в двух специальных крыльевых баках. Запасы керосина 50 кг и кислоты 200 кг обеспечивали продолжительность работы РД-1 на р
... Читать дальше »
С 21 ноября 1947 г по 13 января 1948 г. проходил госиспытания серийный Ла-9 48210509 (Ла-9РД), оснащенный на 51-м заводе двумя автопульсирующими воздушно-реактивными двигателями РД-13 конструкции В.Н.Челомея. Ведущим летчиком-испытателем был И.М.Дзюба. На самолете изменили систему питания топливом, сняли бронеспинку, и две пушки НС-23,усилив конструкцию планера. Прирост скорости составил 70 км/ч. Летчик отмечал сильные вибрации и шум при включении ПуВРД. Подвеска ПуВРД ухудшала маневренные и взлетно-посадочные характеристики самолета. Запуск двигателей был ненадежным, резко снижалась продолжительность полета, усложнялась эксплуатация. Проведенные работы принесли пользу лишь при отработке прямоточных двигателей, предназначавшихся для установки на кр
... Читать дальше »
К появлению в России первых артиллерийских железнодорожных установок лучше всего подходит пословица «первый блин комом». В феврале 1894 года из Франции были доставлены две 6-дюймовые (152-мм) гаубицы Кане на ж.д. платформах, а вскоре еще 4. Интересно, что установки заказаны не ГАУ, а Главным инженерным управлением (ГИУ). По результатам испытаний установок в Кронштадте выяснилось, что они имели более, чем посредственные баллистические характеристики: при стрельбе снарядом весом 33,3 кг с начальной скоростью 309 м/с дальность составила всего около 6,4 км. Для сравнения русские 6-дюймовые осадные и крепостные орудия обр. 1877 г. стреляли снарядами весом 41 кг на дальность 8,59 км. Установка располагалась на обычной ж. д. платформе с шириной колеи 1524
... Читать дальше »
Установка ТГ-1 разрабатывалась с начала 1938 г. параллельно с разработкой ТП-1, однако в отличие от последней она была вооружена 500-мм гаубицей с меньшей длиной ствола. Дальнобойность ТГ-1 была ниже, чем у менее мощной установки, но фугасное действие снарядов было значительно сильнее. По своим качествам ТГ-1 была отличным орудием, планировалось начать его серийный выпуск, но этим планам помешала война.
На момент начала войны на вооружении Красного Флота имелось большое количество крупнокалиберных береговых орудий, самые мощные из которых вместо стационарного лафета устанавливались на железнодорожные транспортеры. К таким установкам и относится ТП-1. Ее транспортер равномерно распределял нагрузку, что позволяло ей двигаться практически по всем путям СССР. В боекомплекте 356-мм орудия имелись фугасные, дальнобойные, бронебойные и комбинированные снаряды большой мощности.
В конце 1940 г. разработали требования на более мощный легкий танк для замены М2А4 и МЗ (см. соответствующую статью). В январе 1941 г. АТС выдала уточненные тактико-технические требования, предусматривавшие массу танка не более 14 «коротких» тонн, с 37-мм пушкой, низким силуэтом, максимальной толщиной брони 38 мм. Разработку танка инициировал Рок-Айлендский арсенал. Первая опытная машина Т7 должна была иметь сварной корпус, литую башню, модифицированную подвеску с вертикальными спиральными пружинами и гусеницы шириной 384 мм. В качестве альтернативной предлагалась вторая опытная модель Т7Е1 с клепаным корпусом, сварной из ли
... Читать дальше »
История создания и развития легких танков, спроектированных инженерами американской фирмы Marmon Herrington поначалу складывалась достаточно прозаично. В середине 1930 гг. спрос на выпуск танков вырос в несколько раз, не в последнюю очередь благодаря гражданской войне в Испании и конфликтам между Китаем и Японией. Наибольшим спросом пользовались тогда легкие танки с пушечным вооружением, которые были весьма мобильны, могли бороться как с пехотой, так и с легкобронированными целями и не требовали больших затрат на эксплуатацию. Наиболее бурную деятельность тогда развили фирмы Vickers и Carden-Lloyd, успешно продававшие свои л
... Читать дальше »