На смену Mk. III пришел крейсерский танк Mk. IV, который отличался от своего предшественника более мощным бронированием. Лобовая броня корпуса Mk. IV была доведена до 30 мм. Усилилось также бронирование лба и боков башни и орудийной маски. Башня обрела новую форму за счет применения наклонных бортовых листов дополнительной брони, но внутренний объем ее не изменился. В 1938 году фирма "Наффилд” приступила к серийному производству танка Mk. IV.
Несколько танков Mk. III получили новую башню и отличались от Mk. IV только маской орудия. Помимо 40-мм пушки на машины Mk. IV устанавливался 7,7-мм пулемет "виккерс”. Модификац
... Читать дальше »
В 1936 году на осенних маневрах Красной Армии под Киевом присутствовали английские наблюдатели генерал-майор Э. Уэйвелл и подполковник Дж: Мартел. Сильнейшее впечатление на англичан произвели советские колесно-гусеничные танки БТ-5, и, вернувшись на родину, они убедили руководство военного министерства приобрести машину Кристи М.1932 и лицензию на ее производство. Сделка состоялась в октябре 1936 года и обошлась англичанам в 8000 фунтов стерлингов. Кристи с машиной прибыл в Англию в ноябре, и на ее основе на заводе фирмы "Наффилд” началось создание быстроходного танка.
Шасси Кристи давало возможность танку двигаться
... Читать дальше »
В конце 20-х годов британские военные теоретики, настаивавшие на применении танков в оперативном масштабе и требовавшие создания крейсерских танков, были вынуждены пойти на компромисс, признав необходимость как крейсерских, так и пехотных машин. На последних особенно настаивал более осторожный в прогнозах штаб сухопутных сил. Но и их не сразу пустили в производство из-за нехватки средств на танкостроение. Почему-то считалось, что в ближайшее десятилетие большой войны в Европе не будет, и только после нападения фашистской Италии на Эфиопию Лондон осознал угрозу надвигавшегося "большого конфликта”.
Первым представителем нового класса так называемых крейсерских танков стал разработанный в 1934 году Джоном Карденом многобашенный танк "Виккерс” Mk. I (A9), который предназначался для использования в составе кавалерийских соединений. Эта машина появилась в полном соответствии с требованиями, разработанными главным инспектором королевского танкового корпуса. При ее строительстве были в полной мере использованы все новейшие технические решения, оправдавшие себя в конструкции среднего танка Mk. III (так называемого 16-тонного).
Первые танки модели А9 оснащались серийным двигателем Роллс-Ройс "Фантом II”, на более поздн
... Читать дальше »
Пехотный танк "Черчилль” появился в результате конкурса, объявленного британским военным ведомством с целью создания машины, способной заменить танк "Матильда” II. Проект № А20 был посвящен новому танку, и работы над ним начались в сентябре 1939 года на фирме "Гарланд энд Вулф” в Белфасте. Военное ведомство намеренно разделило заказ, чтобы, во-первых, привлечь к "пирогу” максимально большее количество фирм, страдавших от последствий великой депрессии, а во-вторых, как можно шире распространить опыт и знания, необходимые для производства бронированных боевых машин. В результате этой политики военных в июне 1940 года появилось
... Читать дальше »
Построенный по инициативе фирмы "Виккерс-Армстронг”, танк "Валентайн” отвечал основному принципу, который был принят в межвоенный период в армии Великобритании и предусматривал наличие танков двух типов — крейсерских, предназначавшихся для осуществления операций, проводившихся ранее кавалерией, и тяжелых танков для поддержки пехоты. Для этих последних бронирование превалировало над всеми другими боевыми качествами. Тем не менее, в процессе разработки "Валентайна” конструкторы фирмы "Виккерс” использовали ряд узлов и агрегатов со своих крейсерских танков, строившихся по заказу военного министерства, которое позволяло экономить время и трудовые затраты на разработке "своего” танка.
В результате, когда "Валентайн” появился на свет, он был скор
... Читать дальше »
История этой боевой машины началась в 1936 году, после того, как фирма "Виккерс” получила заказ на постройку так называемого "дешевого” танка. Разработку проекта, получившего обозначение А11, возглавил Дж. Карден. В концепцию танка заложили мощную броневую защиту, небольшую скорость (для того чтобы "идти в ногу” с пехотой) и ограниченную огневую мощь (казалось достаточным вооружить танк только пулеметом). Все эти ограничения возникли из-за необходимости уложиться в лимит стоимости одного танка — 6000 фунтов стерлингов.
В итоге машина имела массу недостатков, среди которых в первую очередь необходимо упомянуть экипаж
... Читать дальше »
С 1934 года Дж. Карден приступил к разработке танка нового типа, который предназначался для непосредственной поддержки пехоты. По замыслу конструктора танк должен был иметь небольшие размеры и сильное бронирование, способное противостоять снарядам противотанковых пушек. В качестве вооружения на новый танк предполагалось установить пулемет. Предусматривалось также строительство более крупного танка, вооруженного пушкой, который мог бы бороться с танками противника, подавлять его артиллерийские позиции и уничтожать долговременные огневые точки.
Фирма "Виккерс” изготовила оба типа танков. Больший строился на базе танка А9, а вот меньший был оригинальной разработкой Джона Кардена. Новый пехотный танк имел броню толщиной до 60 мм, которая не про
... Читать дальше »
Легкие танки Mk. I и Mk. II фирмы "Виккерс” состояли на вооружении подразделений королевского танкового корпуса с 1923 по 1938 год. К началу второй мировой войны они уже безнадежно устарели. Танки Mk. II имели ряд отличий от базовой модели, в том числе 7,7-мм пулемет, спаренный с 47-мм пушкой, и командирскую башенку. В 1930 году было построено 20 танков Мк IIА. Они имели несколько измененное шасси, командирскую башенку, бронезащиту вентилятора с левой стороны корпуса и ряд других изменений.
В 1928 году пять танков Mk. II в тропическом исполнении были отправлены в Египет. На базе Mk. II были построены танк-мостоукладч
... Читать дальше »
Это может показаться невероятным, но факт остается фактом: военное министерство, досконально зная все слабые места "Тетрарха”, заказало новый танк, в основу конструкции которого были положены все те же принципы. Как бы там ни было, в 1941 году фирма "Виккерс” построила три прототипа модифицированного легкого танка на базе Mk. VII. Танк получил официальное обозначение Mk. VIII и шутливое название "Гарри Гопкинс”. По конструкции он напоминал "Тетрарх”, но имел упрощенный корпус с плоской и удлиненной верхней поверхностью и сильно скошенным цельным броневым лобовым листом, толщина которого достигала 38 мм.
Легкий танк Mk. VII резко отличался от всех предыдущих моделей фирмы "Виккерс” и воплотил в себе многие, можно сказать революционные, идеи танкостроителей. Слабость вооружения легких танков Mk. VI не осталась незамеченной, поэтому Mk. VII получил 2-фунтовую пушку, которой оснащались средние английские танки того времени. Бронирование "Тетрархов” было слишком легким, и в этом не было ничего удивительного, так как главной целью конструкторов являлась скорость. Именно поэтому ходовая часть танка Mk. VII разрабатывалась с особой тщательностью.
Подвеска типа Кристи с четырьмя опорными катками большого диаметра на борт как
... Читать дальше »
В 1936 году на вооружение поступил новый тип легкого трехместного танка Mk. VI, который строился в трех модификациях А, В и С. Mk. VI имел башню нового типа с кормовой нишей, где размещалась радиостанция типа № 7. Первой модификацией этой боевой бронированной машины был танк Mk. VIA, который отличался измененным расположением поддерживающего катка и восьмигранной командирской башенкой. В качестве силовой установки использовался 88-сильный двигатель "Медоус” ESTL. Новая версия Mk. VIB составляла основу подразделений легких танков в 1939-1940 годах.
На танках Mk. VIB снова появилась командирская башенка круглой формы, над жалюзи воздухопритока к двигателю в носовой части корпуса остался один бронеколпак вместо двух, как это было на машинах бо
... Читать дальше »