Особенность этой 300-мм реактивной установки в том, что снаряды выпускаются прямо из транспортной заводской укупорки, с которой снимается передняя крышка. Главным недостатком снаряда является малая дальность полета, вызванная использованием маломощного двигателя от М-13, но М-30 обладает огромной разрушительной силой.
Существенными недостатками пусковых установок рамного типа М-30 были их низкая мобильность и длительное время, необходимое для приведения подразделений гвардейских минометов из походного положения в боевое. В целях повышения маневренности, боевой эффективности и огневой производительности соединений гвардейских минометов в марте 1944 г. была разработана и в июне того же года принята на вооружение 12-зарядная самоходная пусковая установка для пуска реактивных снарядов М-31 — боевая машина БМ-31–12.
По своей подвижности, маневренности и скорострельности БМ-31–12 не уступала пусковым установкам БМ-13 и БМ-8-48, причем по сравнению с ними даже имела меньший вес в походном положении. Таким образом, части, вооруженные БМ-31–12, получили возможнос
... Читать дальше »
Необходимость в создании реактивной установки 82-мм снарядов на шасси легкого танка, тягача либо автомобиля повышенной проходимости возникла после нескольких случаев уничтожения застрявших на мягком грунте автомобилей ЗИС-6.
Артиллерийская часть новой машины была без изменений заимствована от автомобильной версии, в качестве шасси использовался гусеничный тягач СТЗ-5.
В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы стремились не только улучшить кучность стрельбы реактивными снарядами М-14, но и увеличить дальность полета этих снарядов. Оригинальное решение проблемы было реализовано при создании на базе М-13 реактивного снаряда М-13-ДД. Камеры соединялись промежуточным соплом, обеспечивавшим одновременную работу двух камер, что обеспечивало повышение дальнобойности. Улучшение кучности было достигнуто за счет применения спиральных направляющих, придававших снаряду вращение в полете.
В связи с тем, что производство установок БМ-13 велость на разных предприятиях, в конструкцию машины вносились многочисленные изменения. Параллельно с этим машины совершенствовались, так что в войска поступало до 10 различных модификаций БМ-13. Это затрудняло обучение расчета и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники.
По этим причинам весной 1943 года была принята на вооружение унифицированная установка БМ-13Н. Многие ее детали были усовершенствованы, а главное — получили личные индексы и стали универсальными. Основные изменения коснулись аппарата наведения и рельсовых направляющих. В результате их совершенствования была уменьшена масса и стоимость машины. Также был введен новый реактивный снаряд М-30, стабилизировавшийся в
... Читать дальше »
После разработки 82- и 132-мм авиационных снарядов ГАУ поставило задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. По сравнению с авиационным прототипом сухопутный снаряд имеет существенно большие дальность полета и фугасное действие, ради достижения которых пришлось увеличить длину ракеты на 48 см.
Первые испытания установки на шасси ЗИС-5 с расположением направляющих поперек машины оказались не очень удачными. Гораздо более успешным оказался проект установки на шасси ЗИС-6 с расположенными вдоль оси машины рельсами. Поначалу испытания установок шли довольно вяло, но заметно ускори
... Читать дальше »
После успешного боевого применения установок БМ-8-24 было решено создать ее более мощную версию. За счет применения двух пакетов направляющих соответственно увеличилось количество снарядов в залпе и общая боевая мощь. Установки ставились на шасси советских и зарубежных проходимых грузовых автомобилей. Начиная с сентября 1944 г., проводились испытания БМ-8-48 со спиральными направляющими.
Необходимость в создании реактивной установки 82-мм снарядов на шасси легкого танка возникла после нескольких случаев уничтожения застрявших на мягком грунте автомобилей ЗИС-6. Артиллерийская часть новой машины была без изменений заимствована от автмобильной версии, в качестве шасси использовались танки Т-40 и Т-60. После снятия их с производства направляющие переставили на проходимые американские грузовики.
Параллельно с разработкой боевых машин БМ-13велись работы по адаптации авиационных реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 для использования в полевой реактивной артиллерии. Они были завершены в начале августа 1941 г., и в течение всей войны снаряды продолжали совершенствоваться. Установка БМ-8-36 была унифицирована с БМ-13 по многим узлам, что позволило наладить их одновременный выпуск.
Разработки безоткатных динамореактивных орудий в СССР велись с 1923 г. В основу конструкции опытных орудий была положена схема инженеров Л.В. Курчевского и С.А. Изенбека, по которой в казенной части орудия имелось коническое сопло. Оно обеспечивало равномерный выход газов с обоих концов пушки, и , как следствие, ее устойчивость. Отсутствие серьезных нагрузок на лафет позволило сделать его очень легким, что обеспечило орудию отличную мобильность и возможность переброски по воздуху.
Разработка этого необычного миномета была начата еще до начала войны с целью частичной замены им 122- и 152-мм гаубиц. При использовании стандартной схемы «мнимого треугольника» необходимо было в добавок к миномету разработать еще и устройство для подачи 40-кг мин на высоту 3 м, что отрицательно сказалось бы на его боевых качествах. Но конструкторы нашли решение этой проблемы: миномет был выполнен казнозарядным, по схеме, схожей с обычной гаубицей.
Этот миномет представляет собой кардинально модернизированный миномет обр. 1938 г. Была обеспечена возможность быстрой замены неисправного бойка, установлен предохранитель от двойного заряжания, которое ранее неизбежно приводило к гибели расчета, разработан новый колесный ход с подрессориванием.
Чрезвычайно большие потери артиллерии в первые месяцы войны поставили вопрос увеличения выпуска 120-мм минометов, которые были в 9 раз дешевле, чем артиллерийские орудия сходного калибра. Но сделать это без кардинального упрощения конструкции миномета было невозможно, так что конструктору Б.И. Шавырину было дано задание уменьшить трудоемкость изготовления 120-мм миномета обр. 1938 г. За счет переработки многих узлов удалось достигнуть необходимых результатов при сохранении боевых качеств орудия.
120-мм миномет широко использовался для поражения живой силы и огневых средств противника. Большая крутизна траектории полета мин позволяла уничтожать закрытые цели, не поражаемые огнем стрелкового оружия и артиллерийским настильным огнем. При сходных мощности заряда и дальности полета мины 120-мм миномет был заметно проще и дешевле в производстве, чем артиллерийское орудие.
Полковой горно-вьючный миномет был создан как мощное огневое средство сопровождения пехоты в горных условиях боя, когда рельеф не дает возможности использовать артиллерию в том же масштабе, в каком она используется в равнинных районах. В умелых руках это было мощное, подвижное и удобное оружие сопровождения пехоты в горных условиях.
В связи с недостаточной устойчивостью при стрельбе 82-мм миномета обр. 1941 г. в новом миномете была изменена конструкция двуноги-лафета. Лафет новой конструкции представляет собой жесткую штампованную раму, к которой по концам приварены сошники. Она снабжена траверсами, на которых установлены металлические колеса. 82-мм миномет обр. 1943 г. производился и состоял на вооружении Красной Армии до последних дней войны. В войсках эти минометы пользовались огромной популярностью.
Этот миномет по общей схеме и техническим данным практически не отличается от аналогичного орудия обр. 1937 г., но благодаря кардинальному усовершенствованию многих узлов и применению дешевых недефицитных материалов трудоемкость его производства уменьшилась почти вдвое.
Миномет обр. 1937 г. являлся усовершенствованной версией более раннего орудия. Основные изменения коснулись опорной плиты, механизмов амортизации и наводки. В результате была уменьшена масса миномета, повышена его устойчивость и прочность.
Этот миномет являлся первым советским батальонным минометом и предназначался для подавления огневых точек, поражения живой силы и уничтожения матчасти противника. Выполненная по жесткой схеме конструкция 82-мм миномета обр. 1936 г. стала базовой для создания всех последующих советских батальонных минометов. Несмотря на такие недостатки, как малый угол горизонтальной наводки и большая масса, эти минометы заслужили высокую оценку войск.
В основу конструкции ротного миномета обр. 1941 г. положена так называемая «глухая схема», при которой все механизмы и элементы размещены на опорной плите. Благодаря ей сократилась масса орудия, а за счет увеличения площади плиты уменьшилось углубление миномета в грунт при стрельбе, что положительно сказалось на ее точности.
Этот миномет представляет собой модернизированную версию миномета обр. 1938 г. В результате упрощения конструкции дистанционного крана и применения новой опорной плиты была уменьшена масса орудия и повышена его безопасность, а также снижена вероятность поломки в боевых условиях.
Миномет предназначался для огневой поддержки действий стрелковой роты. Особенностью миномета является то, что стрельба из него ведется при двух фиксированных углах возвышения ствола, а для изменения дальности стрельбы используется так называемый «дистанционный» кран, через который часть пороховых газов отводится из канала ствола, за счет чего изменяется давление пороховых газов на движущуюся по каналу ствола мину.
В июле 1941 г. на вооружение Красной Армии было принято довольно своеобразное оружие — 37-мм миномет-лопата. Его ствол длиной 520 мм был выполнен в виде рукоятки лопаты, а опорная плита — в виде ее полотна. При необходимости миномет мог использоваться в качестве лопаты, а в боевой обстановке посредством несложных манипуляций лопата превращалась в готовое к бою оружие, стреляющее осколочными минами весом около 0,5 кг.
85-мм зенитная пушка 52-К была создана на основе проекта инженера Г.Д. Дорохина по наложению 85-мм ствола на лафет 76-мм пушки 3К с оснащением орудия дульным тормозом. После выявления многих недостатков пушки на лафете 3К последний заменили на лафет зенитной пушки обр. 1938 г. В таком виде орудия и пошли в производство. Они широко применялись не только в качестве зенитных пушек, но и как противотанковые орудия.
76-мм зенитная пушка обр. 1938 г. представляет собой результат проведенной модернизации первой советской 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г. В целях упрощения и ускорения перевода пушки из походного положения в боевое и обратно, а также повышения маневренности зенитных пушек, вместо двухколесной платформы для 76-мм зенитной пушки была разработана четырехколесная платформа ЗУ-8, на которую и была наложена качающаяся часть 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г.
Эта зенитная пушка была разработана в 1939 г., и наряду с 85-мм зенитной пушкой 52-К в течение всей войны была основным средством борьбы с авиацией противника. Пушка отличалась повышенной устойчивостью к загрязнениям и отсутствию смазки, ее конструкция считалась очень надежной. Главный недостаток орудия заключался в сложности быстрой замены использованного магазина на новый, что было вызвано постоянным движением приемного отверстия вместе со стволом.
Зенитный прицел АЗП-37-1 автоматически вырабатывал вертикальные и боковые учреждения. Все данные о цели, за исключением расстояния, вычислялись на глаз. Упреждающий огонь пушки был эффективен против самолетов, летящих со скоростью до 540 км/ч. Суть этого метода стрельбы заключается в том, что с
... Читать дальше »
25-мм автоматическая зенитная пушка имела стандартное для подобных орудий устройство. Особенностью было наличие механизма взаимной замкнутости, обеспечивавшего мгновенное самостоятельное начало стрельбы после замены обоймы. В комплекте пушки имелись и бронебойные снаряды, пробивавшие броню всех легких танков Вермахта.