Не принятый к серийному производству легкий танк LK-I, тем не менее, послужил хорошей основой для других модификаций, основной из которых считалась LK-II. Работы над улучшением танка начались в апреле-марте 1918 года и проводилась всё той же конструкторской бригадой под руководством Й.Фолльмера. Спустя чуть более месяца, 13 июня, на рассмотрение комиссии Военного ведомства были представлены модели LK-II и его конкурента – легкого танка фирмы Krupp. Предпочтительнее смотрелся проект Фолльмера, так как его прототип был уже построен и успешно испытан, в то время как "крупповская” машина ещё находилась на стадии сборки. Тем не менее, армейское руководство решило подстраховаться и заказало постройку прототипов обоих машин, но с обязательным оснащением вращающейся башней.
Ходовая часть танка изменений не претерпела. Как и на танке LK-I она состояла из 6 тележек с 4 катками на каждый борт, передним направляющим и задним ведущим колесом. Продольные стенки с параллельными перемычками сохранялись, но на внешних бортовых бронещитах появились овальные вогнутые внутрь вырезы, предназначенные для сброса накопившейся на гусеничных ветвях грязи. Это новшество немцы заимствовали от британского танка Mk.A. Гусеничная цепь состояла из 74 литых металлических траков шириной 250 мм и шагом 140 мм.
На танках LK-II мог устанавливаться бензиновый двигатель автомобильного типа мощностью от 40 до 50 л.с. Даа бензобака общей емкостью 170 литров располагались по бокам от двигателя, между ним и бронелистами бортов, днище баков прикрывалось 8-мм броней. Подача бензина производилась давлением отработанных газов. Для надежного питания двигателя при любых наклонах машины была переделана поплавковая камера. Чтобы предотвратить заливание двигателя маслом, ввели циркуляционную систему смазки с замкнутым масляным баком. Охлаждение радиатора двигателя производилось вентилятором или эксгуаутором. Воздух всасывался из боевого, а выбрасывался через отверстия в бортах и крыше моторного отделения. Выхлопная труба выводилась с левого борта.
Трансмиссия танка состояла из следующих элементов: дисковое сцепление (главный фрикцион); 4-скоростная коробку передач автомобильного типа, продольный вал с коническими шестернями, кулачковые или дисковые сцепления, колодочные или ленточные тормоза, две приводные поперечные полуоси с коническими шестернями на одном конце и цилиндрическими на другом. Конические шестерни полуосей сцеплялись с коническими шестернями вала, образуя простой дифференциал, а цилиндрические вместе с шестернями большего диаметра на осях ведущих колес образовывали однорядные бортовые редукторы, которые помещались в картеры, укрепленные на внутренних стенках бортов. На тех же стенках в особых втулках крепились на подшипниках приводные полуоси и оси ведущих колес. Для увеличения тяговых характеристик и возможности преодолевать крутые подъемы в трансмиссию включили промежуточную передачу, понижавшую скорость хода в 2,14-2,16 раза.
Поворот танка осуществлялся выключением и подтормаживанием одной из гусениц, для чего использовался рычаг с тремя переключающимися положениями. В заднем положении рычага включалось сцепление соответствующей гусеницы, в среднем – сцепление выключалось, в переднем – включался тормоз гусеницы. Приводы управления и элементы трансмиссии находились под полом боевого отделения. Благодаря этому удалось добиться неплохих показателей подвижности танка. Например, минимальные радиус полного разворота составлял не более 1,7 м.
Корпус танка LK-II, в целом, остался прежним. Изменениям подверглась лишь его носовая часть. Верхние боковые бронелисты над моторно-трансмиссионным отсеком теперь устанавливались под наклоном, а у рубки появились характерные "скулы”. Борта оставались вертикальными, задняя стенка устанавливалась под наклоном. В крыше рубки находился люк с откидной крышкой, служивший для обзора и вентиляции. В прямых бортах, лобовом листе и крыше моторного отделения выполнялись жалюзи, на наклонных верхних листах –люки с откидными крышками для обслуживания двигателя. Чтобы улучшить процесс посадки-высадки экипажа двери были увеличены в размерах. Буксирный крюк, монтировавшийся в кормовой части корпуса, был несколько изменен.
Вооружение танка, по первоначальному проекту, должно было состоять из 57-мм пушки или 7,92-мм пулемета. Орудие прошло испытание в корпусе LK-II уже 29 августа 1918 года и было признано непригодным для установки на легкий танк. По мнению военных специалистов конструкция орудийной установки оказалась недостаточно надежной, а при стрельбе наблюдалось сильное разрушающее воздействие на корпус. По этой причине 30 сентября Военное ведомство 57-мм орудие решило заменить на 37-мм пушку фирмы Krupp, обладавшую лучшими показателями, чем аналогичная французская SA18. Пушка крепилась на тумбовой установке с вертикальной опорой, при этом сохраняя конструкцию щита, как у танка A7V. Полная масса этой артсистемы составляла 500 кг. Для прицеливания использовался телескопический прицел, а наведение на цель осуществлялась посредством маховика горизонтальной наводки в пределах ± 30°. В бортовых дверях предусматривались отверстия для стрельбы из ручного пулемета MG.08/15, но фактически они не использовались по назначению.
На испытаниях, начавшихся 2 октября 1918 года в Мариенфельде, танк LK-II показал хорошие ходовые качества. Он мог преодолевать ров шириной до 2 метров и переходить брод глубиной до 0,5 метра. При выключенной промежуточной передаче скорость хода составляла от 3,5 до 14 км/ч, при включенной – от 1,6 до 6,5 км/ч. Угол подъема на минимальной скорости при включенной понижающей передаче достигал 41°, при выключенной – 17,5°, на максимальной – соответственно 6,5 и 2°.
Вооружение первого опытного образца состояло из 37-мм пушки, установленной в неподвижной надстройке. В данном случае, экипаж танка состоял из трех человек: водителя, артиллериста и заряжающего. Пулеметный вариант с вращающейся башней хоть и был разработан, но его сборку до конца войны провести не удалось.
По основным техническим параметрам LK-II превосходил французский FT-17, так что, в случае его своевременного поступления в войска немца вполне имели шансы переломить ход войны на Западном фронте. Но главное, стоимость одного танка в ценах 1918 года составляла от 65.000 до 70.000 марок, что было значительно меньше затрат на сверхтяжелые танки типа K-Wagen. В начале августа 1918 года, после начала союзниками последнего наступления на Западном фронте (Амьенской операции), фирме Krupp поспешили выдать заказ на 65 танков, хотя опытный образец всё ещё не был готов. Тем не менее, на сравнительных испытаниях шасси Krupp и LK-II окончательный выбор был сделан в пользу танка Фолльмера.
Как обычно в критические для Германии дни был скоротечно подготовлен план выпуска новой техники, предусматривавший поставку сразу 1000 легких танков. Предусматривалось, что в декабре будут построены первые 10 машин, а с апреля количество собираемых танков должно было составить не менее 200 в месяц. Ни один из этих планов реализовать не удалось. Две три танков предстояло оснастить 37-мм пушками.
В момент принятия решения о поставках LK-II германская армия находилась на грани развала. Низкий моральный дух солдат дополнялся революционными "брожениями” в тылу, что никак не способствовало стабилизации фронта. Развернуть в подобной ситуации серийный выпуск танков можно было только на бумаге. На проектной стадии остались две другие интересные машины (боковые проекции), базой для которых послужил LK-II. Осенью 1918 года, в сотрудничестве с фирмой Krupp, был разработан бронированный артиллерийский тягач-транспортер. Для него разрабатывался новый корпус, со смещенным вперед отделением управления и небольшой грузовой площадкой на корме. В качестве оборонительного вооружения предусматривался один 7,92-мм пулемет в надстройке, а в бортах имелись дополнительные пулеметные амбразуры. Полный экипаж, вместе с пулеметчиком и расчетом орудия, составлял 6 человек. Второй вариант модернизации предусматривал создание десантного танка. В общем он напоминал серийный LK-II, но боевое отделение было существенно удлинено. Также предполагалась установка одного пулемета в корпусе. Башня на этой машине отсутствовала.
И всё же, история LK-II получила вполне достойное продолжение. После подписания перемирия немецкая сторона обратилась к союзникам с просьбой достроить и испытать несколько прототипов перспективной боевой техники, в том числе и танков. Ответ на это предложение был резко отрицательным. Больше всего на разоружении бывшего противника настаивала Франция, для которой Германия оставалась злейшим врагом даже после подписания перемирия. Тогда немцы решили действовать по своему усмотрению. В начале 1919 года было подписано соглашение с Венгрией, армия которой оказалась в похожей ситуации. Для серийного производства выбрали модернизированный вариант LK-II оснащенный пулеметным вооружением и несколько измененным корпусом. Передняя часть получила обратный наклон, а лобовые жалюзи демонтированы – вместо них устанавливался монолитный бронелист. Конструкция ходовой части не менялась. Башня также сохраняла цилиндрическую форму, но на её крыше устанавливалась небольшая наблюдательная башенка. По такому образцу было собрано 14 танков, которые оставались на вооружении в Венгрии вплоть до конца 1930-х гг.
Не меньшую заинтересованность в покупке небольшой партии легких танков выразили представители Швеции. Однако и тут на пути встал запрет, также наложенный Антантой на поставку бронетехники в другие страны. Как и в случае с Венгрией, немецкие LK-II были разобраны, погружены на корабль и по документам проходили как трактора. Сделка была осуществлена через фирму Steffen & Heyman из Шарлоттенбурга. В дальнейшем в Швецию прибыли немецкие танковые специалисты, оказавшие помощь в сборке танков. Все полученные LK-II поступили на вооружение шведской армии под обозначением Stridsvagn m/21. В течении 1929-1932 гг. они прошли модернизацию и, после переименования в Stridsvagn m/21-29, служили вплоть до 1941 г. В настоящее время одна из таких машин находится в танковом музее, а вот венгерских LK-II не сохранилось.
|