К появлению в России первых артиллерийских железнодорожных установок лучше всего подходит пословица «первый блин комом». В феврале 1894 года из Франции были доставлены две 6-дюймовые (152-мм) гаубицы Кане на ж.д. платформах, а вскоре еще 4. Интересно, что установки заказаны не ГАУ, а Главным инженерным управлением (ГИУ). По результатам испытаний установок в Кронштадте выяснилось, что они имели более, чем посредственные баллистические характеристики: при стрельбе снарядом весом 33,3 кг с начальной скоростью 309 м/с дальность составила всего около 6,4 км. Для сравнения русские 6-дюймовые осадные и крепостные орудия обр. 1877 г. стреляли снарядами весом 41 кг на дальность 8,59 км. Установка располагалась на обычной ж. д. платформе с шириной колеи 1524
... Читать дальше »
Установка ТГ-1 разрабатывалась с начала 1938 г. параллельно с разработкой ТП-1, однако в отличие от последней она была вооружена 500-мм гаубицей с меньшей длиной ствола. Дальнобойность ТГ-1 была ниже, чем у менее мощной установки, но фугасное действие снарядов было значительно сильнее. По своим качествам ТГ-1 была отличным орудием, планировалось начать его серийный выпуск, но этим планам помешала война.
На момент начала войны на вооружении Красного Флота имелось большое количество крупнокалиберных береговых орудий, самые мощные из которых вместо стационарного лафета устанавливались на железнодорожные транспортеры. К таким установкам и относится ТП-1. Ее транспортер равномерно распределял нагрузку, что позволяло ей двигаться практически по всем путям СССР. В боекомплекте 356-мм орудия имелись фугасные, дальнобойные, бронебойные и комбинированные снаряды большой мощности.
В конце 1940 г. разработали требования на более мощный легкий танк для замены М2А4 и МЗ (см. соответствующую статью). В январе 1941 г. АТС выдала уточненные тактико-технические требования, предусматривавшие массу танка не более 14 «коротких» тонн, с 37-мм пушкой, низким силуэтом, максимальной толщиной брони 38 мм. Разработку танка инициировал Рок-Айлендский арсенал. Первая опытная машина Т7 должна была иметь сварной корпус, литую башню, модифицированную подвеску с вертикальными спиральными пружинами и гусеницы шириной 384 мм. В качестве альтернативной предлагалась вторая опытная модель Т7Е1 с клепаным корпусом, сварной из ли
... Читать дальше »
История создания и развития легких танков, спроектированных инженерами американской фирмы Marmon Herrington поначалу складывалась достаточно прозаично. В середине 1930 гг. спрос на выпуск танков вырос в несколько раз, не в последнюю очередь благодаря гражданской войне в Испании и конфликтам между Китаем и Японией. Наибольшим спросом пользовались тогда легкие танки с пушечным вооружением, которые были весьма мобильны, могли бороться как с пехотой, так и с легкобронированными целями и не требовали больших затрат на эксплуатацию. Наиболее бурную деятельность тогда развили фирмы Vickers и Carden-Lloyd, успешно продававшие свои л
... Читать дальше »
Самоходная установка КВ-7 была спроектирована в ноябре 1941 г. по инициативе конструкторского бюро ЧКЗ в Челябинске и конструкторского бюро УЗТМ в Сверлдовске под общим руководством Ж. Я. Котина. Проектирование установки вооружения от УЗТМ вели К. Н. Ильин и Г. С. Ефимов, от ЧКЗ - Г. Н. Москвин. Ведущим инженером машины был Л. Е. Сычев. Машина создана на базе тяжёлого танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Первый опытный образец установки вооружения был изготовлен УЗТМ в декабре 1941 г. и прошёл испытания отстрелом на стенде. Окончательная сборка машины была выполнена на ЧКЗ в начале 1942 г. Это была перва
... Читать дальше »
История создания этого интересного танка необычна и заслуживает внимания. Он был спроектирован и изготовлен в сентябре 1939 г. в инициативном порядке на конкурсной основе на Ленинградском Кировском заводе под руководством известного строителя тяжелых танков в предвоенные и последующие годы военного инженера Ж.Я.Котина. Ведущим конструктором танка был молодой инженер Н.Л. Духов, ставший в военное время тоже известным конструктором тяжелых танков, а в последствии член-корреспондентом АН СССР, трижды Героем Социалистического Труда.
Танками-конкурентами были тяжелые двухбашенные СМК и Т-100, находившиеся на стадии проект
... Читать дальше »
Незадолго до кончины Кошкин вместе с Морозовым и другими конструкторами начал проработку улучшенной машины, которая неофициально называлась Т-34М или даже Т-44.
Лучшее, говорят, враг хорошего. "Наверху" стало известно об определенных успехах танкового КБ в разработке улучшенного варианта Т-34, а, по-существу, может быть даже и новой машины. И вот чем это обернулось.
Летом 1940 г. КБ ХПЗ получило задание начать разработку улучшенной модели Т-34, условно называемой Т-34М. Новая машина должна была иметь более толстую броню (до 100 мм) лобовой части корпуса, цельноштампованную башню, 76-мм пушку Ф-34 вместо корот
... Читать дальше »
Танк Т-80 с 45-мм пушкой ВТ-43 был разработан совместными усилиями КБ завода №40 и ОКБ №172 в начале 1943 г. Был изготовлен опытный образец машины. На вооружение танк Т-80 с пушкой ВТ-43 не принимался и в серийном производстве не состоял.
Машина отличалась от серийного образца танка Т-80 установкой более мощного вооружения. В состав экипажа входили три человека.
В качестве основного оружия в танке была установлена опытная 45-мм танковая пушка ВТ-43 повышенной мощности конструкции ОКБ №172, спаренная с 7,62-мм пулемётом ДТ. Длина ствола составляла 68,6 калибра. Пушка ВТ-43 была создана на базе пушки ВТ-42 применительно к установке её в башню танка Т-80 и обеспечения соответствующего угла возвышения. В связи с этим, были заново разраб
... Читать дальше »
Танкетка ППГ (объект 217) — подвижное пулеметное гнездо, была разработана в марте 1940 года конструкторским бюро Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина. Ведущим инженером машины был Л. Е. Сычев. Машина предназначалась для сопровождения и непосредственной поддержки пехоты пулеметным огнем в период боевых действий на Карельском перешейке во время войны с Финляндией.
Характерной особенностью танкетки являлось размещение ее экипажа. В боевых условиях механик-водитель и стрелок располагались лежа и вели боевые действия, поддерживая огнем из двух пулеметов наступающую пехоту. В походном положении при передвиже
... Читать дальше »