Четверг, 02.05.2024, 13:48
Вооружение 2 мировой войны
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Германия
СССР
США
Великобритания
Италия
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 278

Главная » 2010 » Февраль » 26 » Штурмовик Henschel Hs.129 (продолжение)
21:48
Штурмовик Henschel Hs.129 (продолжение)

Первые три экземпляра штурмовиков с 75-миллиметровыми пушками передали экспериментальной команде в июле 1944 года. Самолеты прибыли на полигон Тарневиц для испытательных стрельб по трофейным советским танкам. Результаты испытаний привели немцев в восторг. Снаряды дырявили башни Т-34 и даже ИС-2. Однако испытательные полеты показали, что Hs-129B-3/Wa едва держится в воздухе, а максимальная скорость не превышает 250 км/ч. Наличие большого обтекателя пушки сильно снижало путевую устойчивость штурмовика. В сравнении с предыдущими вариантами пилотирование нового "хеншеля" усложнилось еще более. Поскольку ствол пушки находился примерно на один метр ниже продольной оси, проходящей через центр тяжести самолета, то вследствие большой отдачи пушки при стрельбе в воздухе возникал сильный пикирующий момент, и появлялась раскачка машины в продольной плоскости. Введение поправок в прицеливание после каждого выстрела было делом очень трудным, поэтому прицельным мог быть только один выстрел - первый. Но несмотря на столь плачевные результаты испытаний, было решено запустить новый штурмовик в серийное производство. Главное - наконец-то получен самолет, способный реально бить советские танки! Новый штурмовик получил индекс Hs-129B-3 и неофициальное прозвище консервный нож (Buchsenoffner).

Его немедленно запустили в серию, однако, это совпало с принятием так называемой экстренной истребительной программы. В соответствии с ней из-за острой нехватки ресурсов сворачивался выпуск всех типов боевых самолетов, кроме истребителей. Но для Хеншеля на время сделали исключение. С июля по сентябрь было собрано примерно 25 экземпляров Hs-129B-3. Точных данных об их количестве не сохранилось. О боевом применении этих монстров немцы также ничего не пишут, а значит писать, скорее всего, не о чем. Ведь если бы были хоть какие-то успехи, то зачем их скрывать? Только приведенные здесь фотографии свидетельствуют, что В-3 все-таки попали на фронт, а по крайней мере один стал трофеем Красной армии.

В течение июля-октября 1944 г. немцы сумели выпустить примерно 25 самолетов этого типа, которые приняли, надо сказать, без особого успеха участие в боевых действиях на Восточном фронте. Имеются сведения, что в конце октября первые серийные Hs-129B-3 поступили в 13.(Pz)/SG9. Несколько позже новые "хеншели" поступили и в 12.(Pz)/SG.9, но в связи с тем, что 12-я эскадрилья 1 января 1945 г. была пересажена на "фокке-вульфы", "консервные ножи" были переданы в 10. и 14.(Pz)/SG9.

В конце сентября 1944-го постройка Хеншелей окончательно прекратилась. Всего за девять месяцев этого года фирма успела сдать 225 самолетов, ровно вдвое меньше запланированного. Общий же итог серийного выпуска составил 871 экземпляр, из них 859 Hs-129B. Надо упомянуть еще о двух проектах, относящихся к Хеншелю, которые так и остались на бумаге. Один из них предусматривал установку на машине V-образных итальянских двигателей воздушного охлаждения Изотта-Фраскини Дельта мощностью по 840 л.с. Кроме того, самолет планировалось вооружить двумя пушками МК 103 в подфюзеляжной дистанционно управляемой турели. Разработку довели до стадии продувочного макета, но выход Италии из войны сделал невозможной поставку двигателей, и работы прекратились.

Вторым был проект оснащения Hs-129 катапультным креслом. Необходимость подобной меры вытекала из специфики боевого применения Хеншеля. Штурмовик почти всегда действовал с малых высот, а при поражении зенитным огнем у летчика обычно не оставалось времени, чтобы покинуть кабину (кстати, вспомним ее тесноту) и воспользоваться парашютом. Весной 1944 года на один из Хеншелей в опытном порядке поставили катапультное сиденье. Чем закончились эксперименты, неизвестно, но в любом случае ни одна из серийных машин такого средства спасения не получила. Однако вернемся на советско-германский фронт. К концу июня 1944 года там насчитывалось 59 германских Хеншелей (были еще румынские, но о них - позже). По 15 машин числилось в 10-й и 14-й эскадрильях, базировавшихся в Тротусе на территории Румынии, 7 самолетов - в 12-й эскадрилье (аэродром Стрый, Закарпатье), 16 штурмовиков - в 13-й и 6 - в штабной эскадрилье (две последние - на польском аэродроме Лисятичи).

Прекращение поставок новых штурмовиков привело к быстрому уменьшению их численности. К весне следующего года на Хеншелях продолжали летать только две эскадрильи - штабная и 10-я. 12-ю пересадили на Фокке-Вульфы, а 13-я и 14-я из-за потерь были расформированы. Последние боевые вылеты Hs-129 совершили в марте 1945-го с австрийского аэродрома Клагенфурт. География боевого применения Хеншелей не ограничивалась восточным фронтом. Еще 2 ноября 1942 года штурмовая эскадрилья в составе 12 машин стартовала с аэродрома Деблин-Ирэна в дальний перелет через всю Европу и Средиземное море. Конечной точкой маршрута был Египет, где воевал против англичан Африканский корпус Вермахта под командованием генерала Роммеля. Три самолета разбились по дороге из-за отказов двигателей. Остальные достигли цели 18 ноября и сразу начали совершать полеты на штурмовку британских позиций. Но боевая служба первой эскадрильи Хеншелей на черном континенте оказалась короткой. Африканский песок разъедал французские моторы еще быстрее, чем русская пыль. Двигатели приходилось ремонтировать ежедневно, и все равно отказы следовали один за другим. К концу года в строю остался один самолет, причем немцы утверждают, что только одну машину из восьми погибших сбили зенитчики, а остальные пали жертвой собственных моторов. Последний Хеншель в конце декабря эвакуировали в Триполи, где его вскоре захватили англичане.

Несмотря на столь плачевный дебют, немцы уже в январе 1943-го перебросили в Африку еще одну противотанковую эскадрилью. На этот раз Хеншели имели достаточно надежные противопыльные фильтры. Первоначально численность эскадрильи составляла всего семь машин, но затем благодаря пополнениям она возросла в феврале до десяти, а в марте - до 16 самолетов. И все равно этого было слишком мало, чтобы сдержать массированное наступление войск союзников. Африканский корпус потерпел поражение. В мае штурмовики эвакуировались на Сардинию, откуда их вскоре отправили на восточный фронт. А во время Курской битвы наши летчики порой удивлялись, встречая в воздухе немецкие самолеты в песочно-желтой окраске...

Еще раз союзники встретились с Хеншелями в июне 1944 года, вскоре после высадки в Нормандии. Учебную эскадрилью III./SG 151 перебросили с парижского аэродрома Орли в прифронтовой городок Кан. В течение нескольких дней штурмовики атаковали наступавшие на город английские войска. Подробности этих действий и дальнейшая судьба эскадрильи неизвестны. Любопытно, что в книге известного английского историка Макса Хастингса Операция Оверлорд, детально описывающей все перипетии боев Нормандии, ничего не говорится о Хеншелях. За годы войны по крайней мере несколько Hs-129 попали в руки союзников. Возможно, первым из них стал штурмовик, захваченный советскими войсками зимой1942-43 годов под Сталинградом. Уже летом 1943-го эта машина красовалась на выставке трофейного вооружения в московском парке имени Горького. О самолете, доставшемся англичанам в Триполи, мы уже упоминали. Его вывезли на Британские острова и подвергли всесторонним летным испытаниям. На время штурмовик получил английский камуфляж, опознавательные знаки и бортовой номер. Еще один Хеншель, захваченный американцами в Тунисе или на Сардинии, уплыл в Штаты, где также активно испытывался. К сожалению, ни одна из этих машин не сохранилась до наших дней.

Единственной страной, кроме Тысячелетнего Рейха, чьим пилотам пришлось вдоволь повоевать на сто двадцать девятых, была Румыния. Правда, в 1943 году немцы попытались навязать их еще и мадьярам, но те не проявили интереса, и дело ограничилось четырьмя экземплярами. Один венгерский Хеншель разбился в ознакомительном полете, а остальные приписали к... ночной истребительной эскадрилье. Ни одного боевого вылета за ними не числится. Румыны оказались более сговорчивы. В мае 1943 года они получили 40 Hs-129B, которые вошли в состав 8-й ударной авиагруппы (Grupul 8 Asalt). Авиагруппа пересела на Хеншели с устаревших пикирующих бомбардировщиков IAR-81. Возглавил группу, состоящую из трех эскадрилий, капитан Кара Иоан. 22 июня румынские Хеншели прибыли на фронт. До конца года они воевали против наступающих советских войск на территории Украины. Потери составляли 23 самолета. В начале следующего года была получена новая партия штурмовиков, что позволило довести численность группы до полного состава. Судя по документам и фотоснимкам, румынские Хеншели, в отличие от немецких, не были оборудованы подвесными пушками. Поэтому применялись они главным образом в качестве легких бомбардировщиков.

В августе 1944-го Румыния из союзника гитлеровской Германии превратилась в ее противника. В авиагруппе на тот момент насчитывалось 32 самолета, из которых лишь 10 сохраняли боеспособность. Вскоре Красная армия захватила на одном из немецких аэродромов семь вполне исправных Хеншелей. Штурмовики передали румынам, и 8-я авиагруппа, сменив желтые кресты на трехцветные круги, вступила в бой со своими недавними братьями по оружию. Самолеты, как и прежде, использовались в основном для бомбардировки складов, обозов, автоколонн и других тыловых объектов. Смена опознавательных знаков не всегда спасала от огня советских зенитчиков, привыкших в любом случае стрелять по хорошо узнаваемым силуэтам Хеншелей. В октябре наши артиллеристы завалили двух новых союзников. Еще двоих румын в том же месяце сбили Фокке-Вульфы, а в ноябре очередной штурмовик был расстрелян Мессершмиттом. Немцам, кстати, приходилось не легче, чем нашим, ведь теперь на одном участке фронта летали как свои, так и чужие Хеншели.

В январе 1945-го румынские антифашисты потеряли еще четыре штурмовика: один был сбит зенитным огнем (история умалчивает, чьим именно), один разбился из-за ошибки пилота и еще двое пропали без вести. С февраля по первую декаду мая румыны бомбили немецкие войска на территории Венгрии и Чехословакии. Потери составляли четыре машины. Последнюю из них немцы сбили 16 апреля. Вероятно, это был вообще последний Хеншель, сбитый на войне, так как уцелевшие к тому моменту штурмовики Люфтваффе уже не летали из-за нехватки топлива. А последний боевой вылет румыны совершили 11 мая, то есть через два дня после официального завершения войны. Бомбежке подверглись части армии Власова в окрестностях Праги, которые не хотели сдаваться советским войскам и с боями пробивались на запад, в американскую зону оккупации.

На этом закончилась история неудачного детища фирмы Хеншель. А вместо эпилога можно привести слова пилота Hs-129, одного из тех немногих, кому посчастливилось выжить. Полеты на Хеншеле до сих пор снятся мне в ночных кошмарах. Управление рулями было настолько тугим, что это делало почти невозможной точную наводку на цель. Чтобы перевести машину из снижения в горизонтальный полет, требовалось обеими руками изо всех сил тянуть на себя ее проклятую короткую ручку. Но особо коварным Хеншель становился на посадке, тем более в ветреную погоду. Единственной вещью на этом самолете, которая не вызывала у нас нареканий, был набор для аварийной посадки за линией фронта, состоящий из автомата, противогаза и стальной каски...

Техническое описание.

Штурмовик Хеншель-129 - двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гладкой дюралевой обшивкой.

Фюзеляж - полумонокок трапециевидного сечения конструкционно делился на три секции: бронекабину пилота, центральную и хвостовую части. Бронекабина сварная из стальных листов толщиной от 6 миллиметров (верх и борта) до 12 (днище, передняя и задняя стенки). Лобовое бронестекло толщиной 75 миллиметров. Сдвижная часть фонаря имела дюралевый каркас и плексиглассовое остекление. Боковые стекла кабины оборудованы сдвижными форточками. На левой форточке желтой краской наносились специальные линейки под углом от 0 до 30 к продольной оси самолета. Они служили летчику ориентиром при определении угла снижения. Некоторые машины оснащались зеркалом заднего вида, укрепленным на раме лобового бронестекла.

Снаружи кабины, перед бронестеклом укреплялся коллиматорный прицел Реви 12/С в специальном бронированном футляре. Кресло пилота состояло из бронеспинки с бронезаголовником, парашютной чашки и механизма регулировки по высоте с ручным приводом. Общая масса бронекабины с сиденьем - 469 кг.

Центральная часть фюзеляжа крепилась к бронекабине на болтах. Она состояла из двух силовых трубчатых лонжеронов, четырех шпангоутов, десяти стрингеров и дюралевой обшивки. Сквозь трубы лонжеронов проходили стволы пушек. Кроме того, в центральной части фюзеляжа располагался 200-литровый топливный бак, масляный бачок гидросистемы, аккумулятор и патронные коробки для пушек.

Задняя часть фюзеляжа склепана из 10 шпангоутов, 24 стрингеров и обшита дюралевыми листами. Между третьим и четвертым шпангоутами помещалась УКВ радиостанция FuG 16, FuG 17 или FuG 25, далее находилась аптечка, аварийный комплект и, наконец, компас. К девятому шпангоуту крепилась стойка хвостового колеса.

Крыло цельнодюралевое, состояло из отъемных консолей и центроплана, технологически представлявшего собой единое целое с центральной частью фюзеляжа. В центроплане были размещены пулеметы с боекомплектом и протектированные бензобаки на 205 л. каждый. К главному лонжерону центроплана крепились моторамы и основные стойки шасси, а к вспомогательному - закрылки. На передней кромке правой консоли установлена трубка Пито, а на левой (у большинства машин) - посадочная фара. Обшивка крыла - клепаный дюраль по всем поверхностям, включая элероны.

Хвостовое оперение металлическое свободнонесущее, обычного типа. Рули с дюралевым каркасом и полотняной обшивкой оснащены роговой аэродинамической компенсацией и триммерами с электроприводом. Проводка рулей жесткая.

Шасси трехстоечное с хвостовой стойкой. Безподкосные основные стойки убирались с помощью гидросистемы в мотогондолы и закрывались створками. В убранном положении колеса частично выступали наружу, что ухудшало аэродинамику, зато делало более безопасной аварийную посадку на брюхо. Хвостовое колесо неубирающееся.

Силовая установка. На Hs-129A стояли двухрядные V-образные 12-цилиндровые моторы воздушного охлаждения Аргус As 410A-1 взлетной мощностью 465 л.с. Винты двухлопастные, диаметром 2,62 м, с лопастями из пластифицированной древесины. На коках винтов - характерные крыльчатки, с помощью которых приводился в действие механизм автоматического изменения шага (патент фирмы Аргус). Hs-129B оснащались звездообразными двухрядными моторами Гном-Рон 14М 04/05 (левого и правого вращения). Взлетная мощность - 700 л.с., мощность на границе высотности (4000 м) - 660 л.с. Трехлопастные ВИШ-автоматы Ратье с металлическими лопастями имели диаметр 2,6 м. Нижние полуцилиндры капотов выполнялись из штампованных стальных листов толщиной 5 мм. Такая же броня прикрывала маслорадиаторы, установленные под корневыми частями консолей.

Вооружение. Встроенное стандартное вооружение прототипов Hs-129V состояло из двух пулеметов Рейнметалл Борзиг MG 17 калибра 7,92 мм с боекомплектом по 500 патронов на ствол и двух скорострельных авиапушек Эрликон MGFF калибра 20 мм с барабанным питанием. На серийные Hs-129A и Hs-129B, установили 20-миллиметровые пушки Маузер MG 151/20 с ленточным питанием, которые отличались большей скорострельностью и начальной скоростью снаряда при несколько более тяжелом весе.

Категория: Германия Авиация | Просмотров: 748 | Добавил: -=JACK=- | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Возможности
Поиск по сайту
Банер сайта
Все банеры
Другое
Мини-чат
200
Статистика
На сайте:
Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz