Работы над 203-мм гаубицей велись в СССР с 1927 г. в рамках перевооружения Красной Армии отечественными орудиями большой мощности. После испытаний гаубица в 1931 г. была принята на вооружение. Особенностью ее конструкции был особый гусеничный лафет, позволявший вести огонь без использования специальных платформ.
Орудие Б-4 предназначалось для уничтожения особо прочных и/или удаленных целей. Ее бетонобойный снаряд пробивал стену крепленого железобетона толщиной 1 м. При необходимости орудие использовалось и для борьбы с танками, которых поражало в основном фугасным действием своих снарядов.
Некоторые гаубицы оснащались четырехколесным лафетом. Он повысил скорость транспортировки разобранного орудия до 25 км/ч, и допускал небольшие пе
... Читать дальше »
После перехода Красной Армии к активным боевым действиям возникла необходимость в мощном, легком и маневренном орудии калибра 152 мм, способным справляться со всеми препятствиями, которые может встретить на своем пути пехота. 152-мм гаубицы обр. 1938 г., снятые с производства, все равно не подходили на эту роль из-за большой массы, и тогда КБ во главе с Ф.Ф. Петровым разработало новое орудие.
Благодаря широкому использованию деталей от уже находящихся в серийном производстве орудий, от начала работы над гаубицей до успешного испытания первых пяти образцов прошло менее трех недель. Особенностью орудия было отсутствие традиционного передка, что наряду с увеличением диаметра колес позволило заметно увеличить скорость транспортировки.
В соответствии с Системой артиллерийского вооружения на 1933–1937 гг. предусматривалось создать и принять на вооружение новую 152-мм гаубицу с дальностью стрельбы 14–15 км, небольшой массой и высокой скорострельностью. Орудие, удовлетворяющее этим требованиям, было разработано КБ под руководством Ф.Ф. Петрова и кардинально отличалось от аналогичных образцов устаревшей концепции. Благодаря раздвижным станинам был расширен угол горизонтальной наводки, а за счет использования подрессоренных колес сильно выросла скорость транспортировки гаубицы.
Эта гаубица использовалось русской армией в течение всей Первой Мировой войны, а в 1923 г. была принята на вооружение Красной Армии. В 1930 г. орудие прошло модернизацию: была расточена на 50 мм зарядная камора, а также введен дальнобойный снаряд.
Гаубица-пушка МЛ-20 разрабатывалась в инициативном порядке конструкторами Мотовилихского завода во главе с Ф.Ф. Петровым. Параллельно с ней велись работы над МЛ-15, на создание которой имелось задание ГАУ. Ф.Ф. Петров применял в конструкции МЛ-20 лучшие детали уже освоенной заводом гаубицы обр. 1910/34 г., исправив при этом ее недостатки за счет кардинальной модернизации лафета.
Благодаря конструкции лафета, обеспечивающий углы горизонтального и вертикального наведения 65 и 58 градусов соответственно, а также наличию 13 различных типов зарядов, гаубица-пушка МЛ-20 является орудием с уникальными возможностями маневра
... Читать дальше »
После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось незначительное количество орудий большой мощности, в основном иностранного производства. Поэтому в 1926 г. был дан заказ на разработку 152-мм дальнобойной гаубицы. Орудие Бр-2 имело широкую степень унификации с 203-мм гаубицей Б-4 на таком же гусеничном лафете, и удовлетворяло всем предъявленным к нему требованиям. Из-за отсутствия необходимости в мощной артиллерии в начальный период войны гаубицы стояли в ангарах до начала активных боевых действий.
Гаубица М-30 разрабатывалась конструктором Ф.Ф. Петровым параллельно с 105-мм гаубицей. Полемика вокруг калибра гаубиц, необходимых для Красной Армии, велась давно, и точку в ней поставило высказывание маршала А.И. Егорова в пользу 122-мм орудий. М-30 имеет лафет с раздвижными станинами, обладает большими углами наводки и допускает транспортировку с высокой скоростью.
Орудие соответствовало всем предъявленным к нему требованиям, было безопасным в эксплуатации и относительно дешевым и простым в производстве. 122-мм гаубицы М-30 выпускались советской промышленностью в течение всей войны и широко использовались на всех фронтах. Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть». <
... Читать дальше »
Эта пушка была разработана в соответствии с Системой Артиллерийского Вооружения в 1931 году конструкторами во главе с С.П. Шукаловым. Производилась серийно на нескольких артиллерийских заводах. В 1937 году лафет этой пушки был унифицирован с лафетом гаубицы МЛ-20. Вместе с ней они составили так называемый «орудийный дуплекс».
Пушка обладала большими углами вертикальной и горизонтальной наводки, имела скорострельность 4–5 выстр/мин и дальность стрельбы 20 км. Благодаря высокой точности стрельбы, дальнобойности и удобству эксплуатации орудие А-19 являлось одной из лучших корпусных пушек Второй Мировой.
Две сходных 122-мм гаубицы обр. 1910/30 и 1910/37 годов были созданы после русско-японской войны, и являлись лучшими орудиями подобного класса в российской армии. В числе других лучших орудий они перекочевали в Красную Армию, где были модернизированы.
Отличительной чертой гаубиц была высокая дальнобойность при относительно низкой массе. Недостатками же были низкая маневренность и недостаточные углы горизонтального обстрела. В ходе войны они были постепенно заменены 122-мм гаубицами М-30.
Своим рождением эта пушка обязана неразберихе, возникшей после заявления Г.И. Кулика о том, что у немцев якобы появились танки с мощной и качественной броней, и что стоит прекратить выпуск 45-мм и 76-мм орудий, чтобы занять все производственные мощности 107-мм пушками. В то же время Сталин похвалил 107-мм орудие после испытаний, но это была пушка обр. 1910 года, с которой вождь был знаком еще с Гражданской войны. Но комиссия по выяснению целесообразности производства подобных пушек отнесла это высказывание к проекту Кулика и приступила к его исполнению.
Не узнаете "Генерала Ли"? Ну е-мое... А, между прочим, это один из его прототипов!
Дело вот в чем - это не танк, это combat car, боевая машина кавалерии США. Кавалерия всегда очень хотела танки, но ей всегда запрещалось их иметь. Выход был найден - взять танк, убрать пушку и башню, понатыкать побольше стволов, для компенсации утраченной оенвой мощи и назвать это боевой машиной.
Такие гусеничные броневики находились на вооружении кавалерии США до самой ее ликвидации.
Проведение успешных испытательных полетов N-9M не помешало фирме Northrop подготовить полноразмерный деревянный макет бомбардировщика В-35 (внутрифирменное обозначение NS-9A), также выполненного по аэродинамической схеме ╚летающее крыло╩. Макет был продемонстрирован представителям ВВС 5 июля 1942 года. Гигантское ╚летающее крыло╩ произвело на комиссию военных неизгладимое впечатление. Размах самолета-крыла составлял 52,98 м, стреловидность по передней кромке 27 градусов, хорда крыла в плоскости симметрии-11,4 м и 2,74 м на концах. Габаритная длина самолета-крыла превышала 16,2 м.
Необычный бомбардировщик обладал неоспоримыми преимуществами перед своими консервативными конкурентами. Он мог перевозить большую бомбовую нагрузку, равномерно рас
... Читать дальше »
T28, 105mm Gun motor carriage T95 — опытная сверхтяжёлая по массе самоходная артиллерийская установка (САУ) США периода Второй мировой войны, относящаяся к классу истребителей танков. Нередко эту САУ относят к сверхтяжёлым танкам. Разрабатывалась с сентября 1943 года, но так и не была закончена к концу войны, из-за чего её производство ограничилось двумя прототипами, законченными в декабре 1945 и январе 1946 года. После сверхтяжёлого танка «Маус», T28 является вторым по массе образцом бронетехники, когда-либо воплощённым в металле.
Тяжелый танк Т29. Разработка этой машины началась в марте 1944 г. с целью создать тяжелый танк, превосходящий по огневой мощи и защищенности Т26ЕЗ (М26). Он должен был получить трансмиссию типа «Кросс-Драйв» и двигатель «Форд», форсированный до 750 л.с. Постройку опытных машин одобрили в сентябре 1944 г. Корпус был подобен танку Т26ЕЗ, но удлинен для установки новой массивной литой башни, пригодной для размещения 105-мм пушки Т5. Комитет начальников штабов в феврале 1945 г. одобрил производство таких машин для использования в войне с Японией, поскольку выявилась потребность в 105-мм пушке для стрельбы по бункерам и пещерным
... Читать дальше »
В сентябре 1943 г в США была запущена программа разработки ряда тяжелых боевых машин. Исследования, проведенные департаментом вооружения, показали, что подобные машины могут понадобиться в Европе для преодоления заблаговременно укрепленных оборонительных линий типа немецкого "Западного вала". Планировалось использовать новую 105-мм пушку Т5Е1. На танке планировалось использовать 200 мм броню и электротрансмиссию, разработанную для тяжелого танка Т1Е1 и среднего Т23. Пушка Т5Е1 обладала высокой начальной скорость снаряда и могла эффективно поражать бетонные укрепления. Шеф департамента вооружения посчитал, что в течение восьм
... Читать дальше »
Англо-американское сотрудничество в отношении обмена идеями в области танковой политики и выработки требований к танкам началась в июне 1940 г., когда в США прибыла Британская танковая миссия для выбора танков для армии. Первым результатом этого сотрудничества стал заказ на средние танки М3 "Grant” – М3, модифицированный в соответствии с британскими требованиями. Генерал-майор Чарльз М. Вессон, начальник АТС в сентябре 1941 г. направил американскую миссию в Великобританию для того, чтобы из первых рук узнать о боевом применении танков, британскую оценку американского вооружения и их взгляды и требования к будущим танкам. Сре
... Читать дальше »
Начало второй мировой войны сдвинуло американское танкостроение с мертвой точки. Но упор в первую очередь делался на легкие танки, способные вести маневренную войну, осуществляя глубокие прорывы в тыл противника. Сильные узлы сопротивления и укрепрайоны при этом планировалось просто обходить. Порукой тому был опыт использования немецких танковых войск в польской и французской кампаниях. В результате на начало второй мировой войны в американской танковой дивизии два полка вооружались легкими танками и только один средними - М3. Но даже к среднему М3 американские военные подходили очень острожно, надеясь сначала испытать машин
... Читать дальше »
В сентябре 1942 г., когда был завершен проект Т20, артиллерийско-техническая служба предложила разработать 90-мм пушку для установки на будущие танки этой серии. К марту 1943 г. прототип такой пушки и установили для испытаний на опытный Т23, первый из серии Т20-Т23. В апреле 1943 г. Армейская служба снабжения (ASF) одобрила заказ 50 опытных машин на базе Т23, но с 90-мя пушкой. 40 из них имели такое же бронирование, что и Т23, и получили обозначение Т25, в то время на 10 других бронирование довели до уровня тяжелого среднего танка который имел бы схожие характеристики с «Тигром», появление которого в боях ожидалось в Тунисе,
... Читать дальше »
Разработка Т23 началась одновременно с Т22. Корпус, вооружение и общая компоновка были аналогичны Т22, но предусмотрели подвеску с вертикальными спиральными пружинами, использовавшуюся на танках серии М4. В тактико-технические требования включили также электрическую трансмиссию, за изготовление которой взялась General Electric. Как и в случае Т22, заказали три опытные машины — Т23 с 76-мм орудием, Т23Е1 с 75-мм пушкой с автоматом заряжания и Т23Е2 с 76-мм пушкой. Как и в случае с серией Т20, проекты двух последних машин до постройки не дошли. Фактически Т23 оказался первым танком типа Т20, построенный Детройтским арсеналом в
... Читать дальше »
Т22 представлял собой дальнейшую разработку серии Т20, заложенную в октябре 1942 г. Фирме Chrysler предложили построить две опытные машины, аналогичные Т20, кроме пяти скоростной механической трансмиссии, использовавшейся на среднем танке М4. Однако на испытаниях выявились серьезные проблемы с трансмиссией и одними бортовыми передачами, и работы надТ22 остановили в декабре 1944 г. Обе машины построили в июне 1943 г.
Впоследствии первую опытную машину переделали, установив специальную башню с 75-мм пушкой с автоматом заряжания, разработанную United Machinery Corp. для опытною танка T20E1. В таком виде танк получил обо
... Читать дальше »
Танки серии М4 пошли в производство, началось объединение вариантов танка, который бы сменил их. 25 мая 1942 г. артиллерийско-техническая служба и снабженцы достигли соглашения о разработке и поставке опытной дели усовершенствованного среднего танка, временно обозначенного М4Х. Общие тактико-технические требования предполагали машину массой 32 "короткие” (американские) тонны, 75-мм пушку с автоматом заряжания, лобовую броню толщиной 4" (101,6 мм) и максимальную скорость 25 миль/ч. Полноразмерный деревянный макет нового танка построили на фирме Fisher. К сентябрю 1942 г. после консультаций с Бронетанковым комитетом АТС соглас
... Читать дальше »
С началом второй мировой войны в США была начата разработка так называемых десантных гусеничных машин LVT, которые представляли собой небронированные или частично бронированные плавающие транспортеры и изготовленные на их базе легкие плавающие танки.
По конструкции корпуса, ходовой части, обеспечению плавучести, используемым агрегатам силовой передачи плавающие танки аналогичны транспортерам, на базе которых были изготовлены, Разница заключается в наличии у танков бронирования, пушечного или гаубичного вооружения, устанавливаемого в башне, а также в компоновке основных агрегатов машины. Так, если у транспортеров в св
... Читать дальше »
Вершиной развития "кавалерийских боевых машин”, созданных компанией Кристи в 1930-е гг., можно считать T7 Combat Car, появившийся в 1937 г. По всем параметрам эту машину можно было отнести к танкам. В неё применялась чисто танковая "классическая” компоновка, с расположением отделения управления в носовой, боевой – в средней и моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса. Непосредственно корпус собирался из катаных броневых листов толщиной 6,35-12,7 мм, причем только лобовые листы имели небольшой угол наклона. Вооружение Т7 состояло из двух пулеметов калибра 12,7-мм и 7,62-мм, установленных в шестигранной башне
... Читать дальше »
Пока шли испытания моделей М1937 и М1938 Дж.У.Кристи приступил к разработке их более совершенного варианта. Сохранив ходовую часть с 8 опорными обрезиненными катками и фирменной "свечной” подвеской на вертикальных пружинных рессорах (которая была почти целиком заимствована от М1936) в 1937 году была разработана модель М1940. Внешне она напоминала предыдущие образцы и по проекту должна была иметь на вооружении 75-мм пушку. Чтобы склонить мнение военных с свою сторону Кристи предложил систему крепления танка под фюзеляжем тяжелого бомбардировщика YB-17, лишь недавно пришедшего полный цикл испытаний. Были изготовлены предварите
... Читать дальше »
Целый ряд неудач, связанных с танками М1935 и М1936 совершенно не разубедил Дж.У.Кристи в правильности выбранного им пути – на смену этим машинам пришла модель М1937.
Ходовая часть М1937 по-прежнему была оснащена четырьмя опорными катками (сдвоенные, обрезиненные) на один борт, передними направляющими и задними ведущими колёсами.
Корпус танка не имел двойных стенок, поэтому основные элементы пружинной подвески размещались снаружи. Максимальное бронирование составляло 17,4 мм. Компоновка танка осталась без изменений: экипаж из 2 человек находился в средней части, моторно-трансмиссионное отделение – в кормовой.
... Читать дальше »
Для проведения десантных операций в бассейне Тихого океана в США в 1942-1943 гг. были разработаны и выпускались в большом количестве плавающие транспортеры серии LVT четырех модификаций LVT (1), LVT (2), LVT (3) и LVT (4). Они представляли собой небронированные или частично бронированные машины, движение по воде которых обеспечивалось за счет перемотки гусениц. Для огневой поддержки и сопровождения десантников на базе транспортеров LVT (2) и LVT (4) были разработаны плавающие танки LVT (А)(1) и LVT(A)(4).
Танк LVT (А)(1) имеет полностью закрытый бронированный корпус и башню кругового вращения с 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом. Кроме того, на башне танка и в люке за башней монтировались в турельных установках два 12,7-мм зенитных пу
... Читать дальше »
Самоходная пушка Т42 ("Bigly"). Это была коммерческая разработка на шасси Кристи М1937 с новым выполненным из дюралюминия корпусом с рациональными углами наклона листов и муляжами 37-мм пушки и пулемета в лобовом листе. Фирма Bigly предложила Армии США в качестве прототипа быстроходного истребителя танков. Предлагалось также несколько вариантов вооружения, включая кормовой пулемет и две бортовые пулеметные установки. САУ испытывалась в 1941-42 гг. под обозначением самоходная пушка Т42, но была забракована как не удовлетворяющая армейским требованиям.
ЗСУ Т77Е1 со специально разработанной башней со счетверенной установкой пулеметов калибра 12,7 мм на шасси М24, была предложена в 1943 г. Башня, разработанная ВВС США, отличалась дистанционным управлением оружием. Прототип Т77 испытали на Абердинском полигоне в июле 1945 г. По результатам испытаний ввели прицел с баллистическим вычислителем, и машина получила обозначение Т77Е1. С прекращением боевых действий в сентябре 1945 г. работу над проектом свернули.
3-дюймовая (76-мм) самоходная пушка T1 (M5). Машину создали на базе шасси коммерческого быстроходного трактора фирмы Cleavlend Tractor. Разработка началась в декабре 1940 г. Тактико-технические требования предполагали открытую установку 3-дюймовая (76-мм) пушки с бронещитом в кормовой части с ограниченным углом наведения.
Расчет работал при пушке, находясь на земле. В марте 1941 г. начали разработку модифицированной САУ с увеличенным щитом. Опытную машину построили в ноябре 1941 г. и приняли под обозначением самоходная пушка Т5 (М5). Однако заказа на серийное производство не последовало, поскольку в это же время
... Читать дальше »
Новую САУ (самоходную гаубицу) М37, призванную дополнить или заменить самоходную гаубицу М7, построили на шасси М24 с сохранением компоновки М7. САУ, обозначенную Т76, приняли на вооружение в ноябре 1944 г. как самоходную гаубицу М37 со 105-мм орудием М4. Она имела компоновку как М24, а по сравнению с М7 — значительно увеличенный боекомплект и улучшенную бронезащиту. Фирма American Car & Foundry получила контракт на производство 448 машин, но построила 316, большинство из них сдали уже после войны, когда к контракту подключилась Cadillac. Экипаж и расчет М37 состоял из 7 человек, масса – 18 143 кг, длина -5,54 м, УВН от
... Читать дальше »
Одна из наименее известных страниц в истории мирового танкостроения – это самоходные артиллерийские установки сконструированные в Южно-Американских Соединенных Штатах (так в начале 20-го века называли США) на базе шасси обычных тракторов. Сама идея установить пушку на ходовую часть от трактора была не нова – в 1917-1918 гг. активные работы в этом направлении предприняли немецкие – под конец войны уже прошли испытания несколько образцов противотанковых САУ (!), но в войска они поступить не успели. Впрочем есть сведения о том, что несколько орудий, установленных на тракторное шасси, все же успели принять участие в боях. Немало
... Читать дальше »
Пока в Соединенных Штатах были ещё свежи воспоминания о Первой Мировой войне развитие самоходных установок имело достаточно высокий приоритет. Помимо обычных САУ, оснащенных пушками и гаубицами, попадались и такие любопытные экземпляры, как самоходный миномет Cunningham 4.2" (107mm) Chemical Mortar SPG. Основой для этой машины послужило шасси легкого танка Т1Е1, в конструкции которого, в свою очередь, использовались узлы от коммерческого трактора. Танк имел компоновку, аналогичную немецким LK с передним расположением двигателя и боевым отделением в кормовой части корпуса. Шасси состояло из 16 опорных катков малого диамет
... Читать дальше »
В 1942 году на заводе компании в Toccoa, штат Джорджия, была построена опытная 155-мм колёсная самоходная пушка (по другим данным — гаубица). В январе 1943 года её вывели на испытания… Самоходная артиллерийская установка ни разу не стреляла, так как вместо пушки у неё был макет. Какого-либо военного обозначения ей не присваивалось. Машина имела сочленённую конструкцию и состояла из двух одноосных тягачей LeTourneau серии Super A Tournapull, соединённых между собой платформой для установки орудия. Вместо пушки был смонтирован её макет. Максимальная скорость — 55 миль в час (88 км/час). Принимая во внимание сложность конструк
... Читать дальше »